Нарендра Моди собирается лоббировать соглашение между “Зоря-Машпроект” и индийскими компаниями о запуске совместного производства газовых турбин. Неприятная подоплека данной договоренности заключается в том, что главным её бенефициаром окажется путинская Россия. Ещё за три месяца до широкомасштабной агрессии, 6 декабря 2021, “УкрРудПром” опубликовал статью-предупреждение к чему может привести сотрудничество “Укроборонпрома” с индийской стороной в вопросе производства газотурбинных установок.
С этого момента в данном вопросе мало что изменилось (кроме нескольких прилетов российских боеголовок по “Зоря-Машпроект”). Поэтому публикуем наш материал “Укроборонпром” помогает агрессору сохранить лицо без купюр.
— ----------------------------------------------------------
Сегодня (9 декабря 2021 года — Ред.) стартует рабочий тур Путина в Индию. Один из вопросов, который будет обсуждаться в рамках этого визита, сотрудничество одной из крупнейших судостроительных верфей Индии Mazagon Dock Limited с российской “Звездой”.
Официально сотрудничество связано со строительством торговых судов. Впрочем, именно на Mazagon Dock Limited будут заложены новые фрегаты серии “Нилгири” для ВМС Индии Это следующее поколение индийских фрегатов, “дедушкой” которых являются корабли проекта 11356 типа “Тальвар”.
Эта серия российских многоцелевых фрегатов, которые были разработаны на основе советского сторожевого корабля проекта 1135. Корабль специально создавался в расчёте на экспортные поставки в Индию. Но в итоге продавался и российским ВМС для Черноморского флота.
Все “тальвары” традиционно комплектуются газотурбинной установкой производства николаевского завода “Зоря”-“Машпроект”. Естественно, что с началом войны с Россией эти поставки были прекращены, несмотря на аванс Кремля в размере порядка 100 млн долларов.
Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что прекращение поставки Украиной силовых установок сорвало в 2015 году сдачу в срок десятков боевых кораблей. В частности, Россия не смогла достроить вторую “тройку” фрегатов проекта 11356 для Черноморского флота (первые три успели получить украинские двигатели), и начала переговоры об их продаже в Индию, для которой на тот момент уже было построено 6 аналогичных кораблей.
Кремлевские чиновники лучились оптимизмом и заявляли, что это лишь временная проблема и РФ в итоге наладит самостоятельное производство газотурбинных установок. Нужно лишь немного подождать. В частности, рыбинское НПО “Сатурн” за 5 лет построило специальный стенд для испытаний морских газотурбинных установок, которые ранее закупались у “Зоря”—“Машпроект”. Но пока это и весь успех на данном направлении.
Тем не менее, 20 ноября 2018 года российская государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) подписала контракт на поставку 4 фрегатов типа “Тальвар” Индии. Согласно сделке, два из них должны были построить за 3 года на Прибалтийском судостроительном заводе “Янтарь”, а остальные — на индийской судоверфи Goa Shipyard Limited.
По данным индийской The Economic Times, сумма контракта 2,2 млрд долларов. Из-за американских санкций Индия и Россия даже специально разработали схему оплаты фрегатов индийскими рупиями.
Возникает резонный вопрос: как Россия и Индия смогли решить проблему отсутствия на фрегатах проекта 11356, о строительстве которых они договорились, украинских силовых установок? Более чем банально.
В сентябре этого года госпредприятие “Зоря”-“Машпроект”, которое входит в концерн “Укроборонпром”, заключило контракт с уже упомянутой выше Goa Shipyard Limited на поставку двух газотурбинных установок М7Н.2 для нужд военно-морского флота Индии. Первая газотурбинная установка должна быть поставлена индийскому заказчику в декабре 2022 года. Поставка второго агрегата ожидается в июле 2023 года.
А что же с теми 2 кораблями, которые были построены ещё в России? В августе 2017 года СМИ сообщили, что комиссия по оборонным закупкам Индии одобрила закупку у “Зоря”-“Машпроект” двух комплектов газовых турбин стоимостью 76 млн долларов для двух фрегатов проекта 11356, строящихся на заводе “Янтарь”.
Выходит, “Укроборонпром” уже 4 года даёт государству-агрессору возможность превратить гору бесполезного железа в боевые фрегаты и с честью выполнить обязательства перед Индией. Однако, очевидно, что именно сейчас украинская сторона готова пойти дальше.
В ноябре “Зоря”-“Машпроект” заключила соглашение с государственной индийской компанией Bharat Heavy Electricals Limited (BHEL) по проекту локализации производства отдельных компонентов газотурбинных двигателей в Индии. То есть фактически отдает индийским “партнерам” возможность не просто самостоятельно производить такие установки для будущих разработанных совместно с Россией фрегатов, но и негласно поделиться особенностями данной технологии с тем же рыбинским “Сатурном”, у которого пока не вышло ничего более путного чем испытательный стенд.
“Реализация проекта локализации значительно увеличивает конкурентоспособность нашей продукции на рынке Индии. Мы укрепили свои позиции и расширили возможности для участия в новых проектах. Сегодня у нас есть основания говорить о применении нашей техники для кораблей индийских ВМС в долгосрочной перспективе”, — заявил генеральный директор “Зоря”-“Машпроект” Алексей Жуковец.
Ага. Конечно.