Ситуация на фронте остается критической, и некоторым крупным городам Украины в 2025 году может угрожать оккупация. Об этом в интервью Ukrainian Witness, опубликованном 4 января, сообщил бывший командир 53-й отдельной механизированной бригады подполковник Анатолий "Купол" Козел.
Он отметил, что Авдеевку следовало укреплять еще в 2022 году. В настоящее время, по его словам, необходимо окапывать Днепр и Днепропетровскую область, а Херсон следует готовить к оборонительным действиям.
"Нам нужно прекратить самообман. У нас идет тотальный обман на всех уровнях", — подчеркнул "Купол".
Он заверил, что главнокомандующий Александр Сырский получает искажённую информацию, которая может быть искажена до 100%. Козел сообщил, что ситуация на фронте "очень критическая", так как не хватает людей, существует риск обвала фронта и стратегических просчетов. Он отметил, что на данный момент фронт "посыпался" только тактически, условно "30% фронта имеет дыры в обороне".
"Если они захватят Херсон, у них будет плацдарм на правом берегу. Запорожье — аналогичная ситуация", — предостерег подполковник.
По его прогнозам, в 2025 году ВС РФ продолжат наступление на Донецком направлении. Если они захватят Покровск, это приведет к прямому выходу на Днепропетровскую область.
"Там находятся все ключевые трассы, вся стратегия. То есть они контролируют эти трассы, и вот — Днепр следующий. Днепр нужно готовить, как готовили Берлин в 45-м или Москву в 41-м. Так же и Херсон, так же и Запорожье", — добавил военнослужащий.
Он подчеркнул, что в настоящее время Украина терпит поражения на всех направлениях фронта. По мнению бывшего комбрига, если ситуация не изменится, в лучшем случае будет тактическая потеря территорий, а в худшем — оперативная, то есть "пол области". Он пояснил, что тактическая потеря — это 20 километров, оперативная — 100 километров, а стратегическая — 500 километров.
"То есть мы начнем терять территории не по 2-3 километра, а по 20-30 километров. Это уже будет выход противника на оперативные пространства. За сутки", — отметил "Купол".
По его словам, это — плохой сценарий, но "возможно также".
"Если всё будет двигаться дальше так, как сейчас, то мы не будем терять по 300 метров. Мы начнем с 5 километров, а затем потеряем 20", — пояснил военный.
Он оценил вероятность оккупации Запорожья, Херсона, Днепра и Харькова как "50 на 50". По мнению подполковника, на данный момент у врага достаточно ресурсов для захвата крупного города. Россия пока не затрагивает слои населения, мобилизация которых может вызвать беспорядки, но резерв у неё имеется.
Козел рассказал, что оккупанты применяют тактику фланговых охватов — так "пали" Авдеевка и Соледар. Действия врага из-за этого предсказуемы. В то же время контрнаступление ВСУ проводилось "в лоб", поэтому Украина использовала свои резервы на будущее и пошла "ва-банк".
Военный отметил, что с 2022 года генералитет "бездарно потерял лучший элитный боевой потенциал мотивированных, патриотических украинцев, которые пришли в армию". Эти живые силы были потеряны в лобовых атаках, а потенциал — не бесконечен. По его словам, ранее рассчитывали на 5 миллионов, а на самом деле речь шла о 1-1,5 миллиона, и он исчерпался за 2022 и начало 2023 года.
"И мы имеем бусифицированный личный состав, который сдается в плен и убегает в СЗЧ. Проблемы в СЗЧ у нас, ориентировочно, — 100, 150, 200 тысяч. Это приблизительные цифры (...) Это примерно 20-30 бригад", — подчеркнул "Купол".
Он добавил, что для демобилизации бойцам на фронте нужна замена. Однако в Украине отсутствует "адекватная ротационная система".
Напомним, журналист Forbes сообщил, что одной из главных целей ВС РФ сейчас является оккупация Покровска. В то же время для Украины одной из важнейших задач является защита этого города. Дэвид Экс предположил, что воинов этого направления усилят бойцами 155-й механизированной бригады, которая распадается на фоне проблем с СЗЧ.
Военный эксперт Владислав Селезнев предупредил, что российские оккупанты создают благоприятные условия для захвата всей Донецкой области. Он назвал стратегический замысел врага очевидным и описал следующие шаги РФ.