В совместном заявлении военнослужащих ВС подчеркивается, что авиационно-технический персонал уже более 10 лет выполняет свои обязанности на истребителях МиГ-29. С 2014 года военные занимаются подготовкой и обслуживанием самолетов, обеспечивая боевые вылеты как днем, так и ночью.
«В нашу часть поступила телеграмма о переводе почти всех техников в пехоту, что означает, что мы останемся без технического персонала, который обслуживает наши самолеты. Ранее уже забрали 250 человек, теперь планируется перевести еще 218. Технический состав фактически уничтожается, а без нас авиация не сможет функционировать», — заявили авиатехники.
Они уверили, что прилагают усилия для поддержания боевой готовности, но без необходимого персонала это «просто невозможно».
«Это не просто вопрос нашего коллектива — это вопрос безопасности нашей страны и наших людей. Мы готовы бороться до последнего, но без поддержки в этот критический момент нам не выстоять», — отмечается в заявлении.
Сержант Виталий "Барт" Горжевский из 114 бригады ВС также заявил о «реальном вызове», который может разрушить «саму основу» украинской авиации.
Старший техник инженерно-авиационной службы прикарпатской авиационной эскадрильи Дмитрий Донцов пояснил, что для обслуживания одного самолета требуется минимум 8 человек, а ошибки на земле могут стоить жизни пилотам, подготовка которых занимает «много лет».
Ситуацию прокомментировал и легендарный пилот Вадим "Карая" Ворошилов. Он подчеркнул, что каждый летчик обязан авиатехникам за их постоянную боеготовность и исправность самолетов.
«Готовы ли мы их просто отдать? Нет, ведь это очень узконаправленные специалисты, которые учились в высших военно-учебных заведениях в течение 5 лет, получали профессиональный опыт подготовки воздушных судов в боевых бригадах и в условиях ведения боевых действий», — отметил защитник неба.
«Карая» поделился, что был свидетелем случаев, когда инженеры перемещали технику в укрытие под обстрелом аэродромов или спасали пилотов из охваченных огнем кабин. Некоторые из них отдали свои жизни ради спасения на земле.
«Отдав высококвалифицированных инженерно-технических специалистов, мы просто не сможем найти им замену, так как гражданских с соответствующей военно-учетной специальностью почти не найти, а процесс подготовки достаточно длительный. В результате это приведет к проблемам с содержанием и обслуживанием воздушных судов — как итог, мы получим снижение боеспособности авиационных бригад», — предостерег Ворошилов.
Нардеп Марьяна Безуглая сообщила, что специалистов Воздушных сил переводят в пехоту по указанию главнокомандующего ВСУ Александра Сырского. По ее словам, в Украине «сокращают мобильные огневые группы и обнажают целые регионы».
В "Милитарном" ссылаясь на собственные источники также сообщили, что масштабный перевод личного состава ВС санкционирован распоряжением Сырского. Издание отметило, что изменения затронули не только авиационные подразделения, но и зенитные и радиотехнические.
«Это уже третий масштабный перевод личного состава. По словам офицеров, в результате реализации этого приказа укомплектованность в некоторых частях зенитно-ракетных войск упадет ниже 40%. Согласно нормативным документам, это уровень небоеготовности подразделения», — указывается в статье.
В Генеральном штабе ВСУ заявили, что перевод «остродефицитных специалистов инженерно-авиационной службы» не планировался и не планируется, а штатное количество технического и летного персонала, наоборот, увеличивается.
«Вместе с тем, отдельные категории личного состава Воздушных Сил, как и других видов и родов Вооруженных Сил Украины, после предварительной подготовки в учебных центрах, усиливают Сухопутные, Десантно-штурмовые войска и другие. Ситуация на фронте непростая, на многих участках не хватает пехотинцев. Решение об усилении сухопутных бригад на передовой за счет военнослужащих из подразделений других родов и видов ВСУ является вынужденным шагом военного руководства для укрепления нашей обороны», — заверили в командовании.
Пресс-служба также подчеркнула, что главнокомандующий ВСУ запретил перевод специалистов высокотехнологичных специальностей и тех, кто проходил обучение за границей на иностранных образцах оружия или техники.
В конце декабря 2024 года The Guardian сообщали, что Генштаб ВСУ приказал Воздушным силам отправить больше своих бойцов пехотой на фронт. Неназванный источник сообщил, что перевод затронул и тех, кто «знал, как работает противовоздушная оборона», а также некоторых из тех, кто прошел обучение за границей. Также, по словам собеседника, солдат могли переводить в качестве наказания. Один из офицеров рассказал, что в его подразделении остались только раненые и военнослужащие в возрасте от 50 лет.
На эту информацию тогда отреагировал и.о. начальника управления коммуникаций командования ВС Юрий Игнат. Он подтвердил, что личный состав переводят в Сухопутные войска, назвав это «общеизвестным фактом». По словам полковника, процесс перевода происходит уже год, и бойцы сначала проходят подготовку.
«Конечно, перевод в пехоту создает проблемные вопросы с кадрами внутри Воздушных сил. Людей не хватает, и это тоже общеизвестный факт», — отмечал он.
Тем не менее, Игнат опровергал информацию о том, что это повлияло на эффективность сил ПВО. Он также заверил, что перевод не касается тех, кто учился за границей на Patriot, Nasams или Iris-T.
Напомним, президент Владимир Зеленский раскрыл количество бригад ВСУ, которые участвуют в боевых действиях. Он отметил, что украинские подразделения нуждаются в бронетехнике и артиллерии.
В Forbes сообщили, какие последствия имел скандал со 155 бригадой "Анна Киевская" для украинской армии.