"Мы вас видим", - именно такое вызывающее предупреждение министр обороны Великобритании Джон Хили адресовал президенту РФ Владимиру Путину после обнаружения российского шпионского корабля в водах Великобритании на этой неделе.
Судно, известное как "Янтарь", находится в ведении Министерства обороны РФ и официально занимается океанографическими исследованиями. Однако западные чиновники подозревают, что оно используется для глубоководного шпионажа.
"Янтарь" хорошо известен европейским правительствам и обычно сопровождается их военно-морскими силами.
Тем не менее, последний проход судна через европейские воды пришелся на сложный период: НАТО увеличивает свое военное присутствие в Балтике после повреждения силового кабеля на Рождество. В центре расследования оказался нефтяной танкер, который, как предполагается, является частью теневого флота Кремля, нарушающего санкции.
Это произошло на фоне ряда аналогичных инцидентов, которые, как подозревают, могли быть результатом саботажа. Это усилило опасения, что подводные кабели связи, газопроводы и энергетические коммуникации Европы могут стать уязвимыми целями в гибридной войне России.
Команда Euronews по проверке фактов изучает, что известно о корабле "Янтарь" и его деятельности.
Что мы знаем о корабле "Янтарь"?
"Янтарь" работает на российское агентство подводных исследований ГУГИ с 2015 года.
ГУГИ считается секретным подразделением. Изначально созданное как часть военно-морского флота России, сейчас оно функционирует независимо в интересах Министерства обороны. В состав ГУГИ входят несколько специализированных подводных лодок, некоторые из которых являются атомными.
"Янтарь" специально предназначен для сбора разведывательной информации. Он может закладывать и извлекать предметы с морского дна. На борту также имеются пилотируемые глубоководные субмарины, способные опускаться на глубину 6 000 метров, и глубоководные роботы, прикрепленные к кораблю.
Аналитик разведки открытых источников (OSINT) Х. И. Саттон, который специализируется на подводных лодках и подводных системах, охарактеризовал "Янтарь" как "особый, уникальный" корабль-матку.
"Янтарь, как я полагаю, предназначался для проведения операций на морском дне, которые не требуют исключительной скрытности подводных лодок, и он может делать это гораздо дешевле", - объяснил он.
"Янтарь" оснащен электронными датчиками для картографирования морского дна и куполом для связи, что указывает на его вероятное использование для картографирования сети ключевых трубопроводов и сетевых кабелей, соединяющих западные страны.
Когда судно вошло в воды Великобритании и почему его преследовал Королевский флот?
Впервые "Янтарь" был замечен в понедельник на расстоянии 45 миль (83,3 км) от британского побережья, в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Великобритании.
Анализ данных слежения за судном, проведенный Euronews, показывает, что во вторник оно прошло через Ла-Манш, направляясь на восток в воды Бельгии и Нидерландов.

После прохождения Ла-Манша судно приблизилось к Atlantic Crossing 1, подводному телекоммуникационному кабелю, который связывает США с Великобританией, Нидерландами и Германией.
В пятницу судно находилось в проливе Каттегат между Данией и Швецией, согласно данным морского слежения, что предполагает, что оно направляется обратно на базу в Санкт-Петербург.

В среду Великобритания отправила два корабля Королевского военно-морского флота, HMS Somerset и HMS Tyne, для наблюдения за "Янтарем". Министерство обороны заявило, что "изменило правила применения оружия", чтобы корабли могли приблизиться к судну.
Эксперты отмечают, что сопровождение российских судов в европейских водах является обычной практикой. Однако необычным стало то, что подводной лодке Королевского флота было разрешено всплыть рядом с российским кораблем.
"Я не могу припомнить, чтобы такое случалось раньше. Это не то, что обычно принято афишировать своим противникам", - сказал Euronews Майк Планкетт, эксперт по военно-морскому флоту из Janes Intelligence. - Я думаю, это было послание русским: Мы знаем, что вы делаете с этим кораблем. Мы следим за вами".
Министр обороны Великобритании отметил, что судно было "кораблем-шпионом", использующимся для "картографирования критически важной подводной инфраструктуры Великобритании".
Это самая резкая публичная риторика со стороны любого европейского правительства касаемо операций "Янтаря" по сбору разведывательных данных.
Где еще он был замечен в европейских водах?
В ноябре "Янтарь" был вытеснен из ирландских и британских территориальных вод после того, как его заметили "бродящим над важнейшими объектами подводной инфраструктуры Великобритании", по словам министра обороны Великобритании.
Позже в том же месяце судно было обнаружено, когда оно вошло в Средиземное море через Гибралтарский пролив и остановилось в порту Алжира.
Затем "Янтарь" был направлен для обследования затонувшего судна MV Ursa Major, связанного с Кремлем, которое затонуло в Средиземном море между Испанией и Алжиром после взрыва на борту 23 декабря.
Считается, что Ursa Major перевозил оружие из Сирии, где ранее в декабре был свергнут президент Башар Асад, поддерживаемый Кремлем, что поставило под сомнение будущее российских военных баз в этой стране.
Компания-владелец судна, тесно связанная с Кремлем, назвала это "террористическим актом".
Военно-морские аналитики считают потопление Ursa Major подозрительным. Хотя о миссии "Янтаря" по осмотру повреждений известно немного, военно-морской аналитик Саттон предполагает, что он, вероятно, собирал доказательства затопления корабля и, возможно, "извлекал или уничтожал" секретное оборудование.
Может ли информация, собранная "Янтарем", быть использована для будущих диверсий?
Нет никаких рассекреченных данных, которые подтверждают, что картографические операции "Янтаря" использовались в предполагаемых актах саботажа, когда суда бросают якоря на морское дно с целью оборвать кабели.
Тем не менее, подозрительная активность "Янтаря" и частота предполагаемых диверсий означают, что Европа становится все более настороженной в отношении российской угрозы.
В апреле прошлого года был поврежден ключевой подводный кабель связи с норвежской авиабазой в Арктике. В ноябре два кабеля в Балтийском море были перерезаны, включая единственный подводный кабель передачи данных, соединяющий Финляндию с Центральной Европой.
В расследовании последней предполагаемой диверсии, в результате которой на Рождество в Балтийском море был поврежден кабель Estlink-2, основное внимание уделялось нефтяному танкеру, который, как предполагается, является частью так называемого теневого флота России.
В то время как газета Washington Post, ссылаясь на западных чиновников, сообщила, что это, скорее всего, был несчастный случай, европейские политики намекнули на намеренный акт саботажа, организованный Москвой.